Ударный вертолёт в BF 4 – инструмент очень мощный и уязвимый одновременно, требующий многого времени на освоение. К сожалению, его пилотирование сопряжено со многим нервным напряжением, которое происходит от внутриигрового баланса (ударник не есть вершина пищевой цепочки) и вашего умения с ним управляться, посему сначала я попытаюсь отговорить вас от этой затеи, а затем оставшихся товарищей попытаюсь примирить с действительностью. 1.Приготовления. Если вы решили быть пилотом вертушки, то вам для более-менее комфортной игры понадобятся: 2 пилота истребителей (это такая горькая правда для понимающих), стрелок, единственный и неповторимый Вы, оператор зенитки, а также микрофон с возможностью вещать в него у всех вышеуказанных игроков. Советую как можно тщательнее подбирать напарников для игры, прежде всего обращая внимание на одинаковый онлайн и цели в игре. Начинающему пилоту невозможно будет найти специалиста стрелка со 100 часами на верте, кроме как он окажется знаком с ним вне батлы, поэтому первоначально вашей целью является поиск такого же начинающего стрелка. Если вам удастся прицепиться к двум хорошим пилотам истребителей (которым принципиально для их противоестественных развлечений никто не нужен), то я вам завидую, если нет, то добро пожаловать в мир пилотов ударника. Второй вопрос, который следует рассмотреть до начала игр – способ управления. В выбор между стандартным сочетанием «клавиатура + мышь» и джойстиком принято вносить тот факт, что принципиальных преимуществ одно над другим не имеет, то есть вы можете все приёмы пилотирования выполнить как мышью, так и джойстиком. Я летаю мышью, посему и советы мои будут по этому устройству. Каких-либо специальных требований к вертолётной мыши нет.Единственные специфичные игровые настройки, которые следует покрутить – это чувствительность мыши в технике (Esc – опции) и привязка осей мыши к управлению вертолётом (управление — вертолётная вкладка). Это сугубо личные предпочтения, я обратил вертикальную ось мыши и увеличил её стандартную чувствительность в технике. На работу с этими настройками вы потратите первые влёты и падения, а значит, мы приступаем непосредственно к процедурам. Общая линия обучения строится так: 1.Прокачка техники. В BF 3 голый, без перков, вертолёт умирает быстрее, чем первоуровневый пехотинец, вооружённый только ножом. Поэтому первый шаг пилота в мир делается на пустых серверах. 2.Получение лётных навыков. Опять же, как и техника, новообретённый пилот способен к очень малому количеству манёвров и сосредоточен главным образом на удержании контроля над машиной, а не на поиске целей для атаки, манёврах и противнике. Однако грудной возраст в этом вопросе очень удачно сочетается с необходимостью прокачки техники, так что на тех же пустых серверах вы сможете спокойно попрактиковаться сами и поднатаскать вашего стрелка (Вы ведь его нашли, верно? Верно?). 3.Боевая практика. Если вы думаете, что ваши мучения со смертями об столбы, деревья и асфальт закончились, то вы ошибаетесь. Теперь к ним прибавятся смерти от противника, а также смерти об деревья, столбы и асфальт в попытках избежать смертей от противника. Через некоторое количество десятков часов на вертушке в мультиплеере вы начнёте понимать, что к чему, и это руководство закончит свою работу, а до этого знаменательного момента я постараюсь провести вас с меньшим количеством смертей и неудобств. Рассмотрим теперь эти пункты более подробно. Прокачка техники, выбор и назначение перков. Как уже говорилось выше, вам со стрелком потребуются пустые серверы. К специфическим требованиям для этих серверов относится быстрый респ техники и возможность начала матча при наличии одного-двух игроков. Сам процесс кача техники представляет собой захват флагов вертолётом на специальных флаграновых серверах, а для тренировок вам потребуются пустые серверы с режимом захват (большой) на 64 туловища, только лётные карты и довольно большое количество тикетов. Теги для прописывания этих параметров в фильтре имени такие: Flagrun only – серверы, на которых игроки только мучают флаги, главный параметр поиска для прокачки техники. Fast vehicle, он же Fast– быстрый респ техники Fly maps – только карты с лётной техникой 1 Player start (или просто 1P) – один игрок для начала матча на сервере Количество тикетов не слишком существенно, если это одна карта. Если их несколько, пусть будет около 1000. Это позволит вам начать запоминание карт с самого начала пилотирования. Механика самого процесса ужасающе проста: вы со стрелком заходите за противоборствующие стороны, оба садитесь в боевые вертушки пилотами и на них захватываете вражеские точки до посинения. Стрелку это делать необходимо для того, чтобы в случае убийства пилота в процессе игры (или его целенаправленного выхода из верта) он мог занять его место и увести машину в безопасное место, где можно дождаться его респа. До какого перка заниматься этой «нудятиной», спросите вы? Поскольку обучение стрелка начинается с получения им TV ракеты, то оптимальный ответ- до конца. Но последний перк, интересующий пилота — управляемые ракеты (предпоследний), поэтому после его получения вы можете начать отработку собственно пилотирования, оставив проблемы стрелка стрелку. Разбор перков 1. ИК ловушки. Перк пилота и стрелка, вторая ячейка. Сбрасывает летящие в вас ракеты воздух-воздух, стингер\иглу и зенитные ракеты (весь список этих ракет далее по тексту в-в). Вопреки заверениям разработчиков в патче, не сбрасывает ракеты с лазерным наведением (джавелин, самонаводящиеся снаряды танка и разведывательного вертолёта). Если ракета запущена с близкого расстояния, может не сработать, ловушки стрелка капризны и периодически не работают. Перезарядка у пилота 12 секунд, у стрелка — 20. 2. Тепловое наведение. Перк пилота, третья ячейка. Две ракеты воздух воздух, для поражения авиации противника. При наведении прицела на вертолёт или самолёт автоматически начинается захват, который дублируется визуально и звуком. После захвата цели вы можете выпустить одну ракету или две сразу. Безальтернативная штука в третий слот. 3. Малозаметность. Перк пилота и стрелка, первая ячейка. Увеличивает время захвата вертолёта на секунду, а также сокращает время спота по вам. Эффект перка, взятый у пилота и стрелка одновременно, складывается. 4. Автомат заряжания. Перк пилота и стрелка, первая ячейка. Уменьшает время перезарядки основного оружия (нурсы у пилота и пулемёт у стрелка) примерно на секунду. Традиционно берётся стрелками, которые не ставят малозаметность 5. Увеличительная оптика. Перк стрелка, вторая ячейка. Прицел стрелку по правой клавише мыши. Не так помогает стрелку целиться, как это предполагается описанием, так как пилоты обычно не стоят на месте, а крутятся, дёргаются и всячески волочатся по земле. А рассматривать поверхность трёхкратным увеличением с высоты пять метров – занятие не очень увлекательное. 6. Локационный сканер. Перк пилота и стрелка, первая ячейка. Обозначает противников, находящихся поблизости, на миникарте. Будучи взятым у одного пилота или стрелка, работает у обоих сразу. 7. Авиационный радар. Перк пилота, первая ячейка. Меняет стандартный вид миникарты, который должен позволять лучше замечать вражескую авиацию. На практике эта штуковина сильно мешается: она скрывает стандартный рельеф, затрудняя обьяснение напарнику нахождение целей, она не позволяет включить большую карту клавишей М и работает через жулебино, так что не всегда вы будете видеть оную авиацию противника. Этот перк пилоты берут для ознакомления, до первой смерти. Работает на обоих пассажиров. 8. Управляемый снаряд. Перк стрелка, третья ячейка. Вторая кнопка для стрелков-криворучек вроде меня. Средняя дальность, медленная скорость, долго наводится, по воздушным целям работает только по лазерному наведению и без него вообще бесполезная штуковина. Но очень проста в использовании. Для нормальной эксплуатации необходима лаз пометка пилота. Такой набор, вероятно имеет право на жизнь, но имеет важный недостаток, из-за которого я его никогда не видел в действии: существенное ограничение по максимальной дальности. 9. Гаситель. Перк пилота, вторая ячейка. Принудительно восстанавливает хп вертолёта до значения 35 единиц, восстанавливая контроль над машиной и останавливая горение, когда её подбили и не хватает времени на посадку/починку. Ставится вашим стрелком в его пилотные перки, самим пилотом не используется. При сильных повреждениях пилот выходит из ударника (дальнейшая его судьба никого не волнует), стрелок пересаживается на его место, прожимает гаситель и садит машину\отлетает в безопасное место. 10. Техобслуживание. Перк пилота и стрелка, первая ячейка. Увеличивает скорость восстановления хп у вертолёта после нанесения ему повреждений. Работает на нормал серверах при значениях хп вертушки 35 единиц и выше; время, через которое начинается восстановление, остаётся неизменным. 11. Тепловизор. Перк стрелка, вторая ячейка. Делает экран чёрно- белым, выделяя пехоту, технику и источники тепла белым цветом, позволяет эффективно распознавать цели, наводиться на них; предназначен для коротких и средних дистанций. Средство прозрения на правой кнопке мыши. 12. Лазерная пометка. Перк пилота, первая ячейка. Теперь, при наведении прицела на технику противника (неважно, какое оружие активировано), она будет помечаться лазером для всей команды пилота. Работает по воздушной и наземной, пустой технике, софламам и мобильным респам снайперов. Предполагает наличие стрелка с управляемым снарядом и\или пачку маньяков джавелинеров в команде. 13. Ниже радаров. Перк пилота, пассивный. Нигде не отображается, никуда не ставится, после получения работает само и автоматически не позволяет осуществить захват вертолёта ракетами в-в, если он находится на высоте ниже 25 метров (смотреть по циферкам в правой части экрана). Крыши домов и небоскрёбов тоже считаются поверхностью земли. Никак не влияет на захват лазерными системами. 14. Передатчик помех РЭП. Перк пилота, вторая ячейка. Сбрасывает текущий захват (а также визуальный спот и метку на карте)и делает невозможным попытку захвата вашего вертолёта любым вооружением противника (ракеты в-в и лаз системы).На практике эта штуковина также отклоняет уже летящие по вам ракеты в-в, с довольно высоким шансом, но это не 100% . Действует 5 секунд, перезарядка – 12. 15. Управляемая ракета. Перк пилота, первая ячейка. Немного корректирует траекторию ваших нурсов, позволяя закладывать полные очереди ракет в наземную технику на другом конце карты. 16. Телеуправляемая ракета. Перк стрелка, третья ячейка. Непосредственно управляемая ракета с камерой во лбу. Пилоту нужно знать о ней следующее: при пуске на низких оборотах несущего винта она или сильно кренит верт или его уничтожает; до пуска направлена немного вниз и первые пару десятков метров не контролируется стрелком; имеет повышенную чувствительность к движениям мыши, небольшую задержку в реакции на её движения и зависима от пинга; все туловища, что сидят на кресле стрелка без этого перка, стрелками не являются. Теперь о выборе перков. Наиболее распространённое решение – это управляемый снаряд-РЭП-тепловые ракеты для пилота и малозаметность (автомат заряжания)-ИК-тв на стрелке. Пара управляемый снаряд-тв позволяет простреливать с безопасного расстояния вражескую технику, а рэп-ик обеспечивает комфортные условия существования под прессингом в-в ракет. Если ваш стрелок отказывается переходить с тепловизора на ик, хорошим решением будет поиск нового стрелка/ смена РЭП на ик. Несколько советов по управлению 1. Не держите постоянно клавишу W зажатой. Нажимайте и отпускайте её, чередуйте с клавишей S. Особенно это касается столкновений с препятствиями: вашим первым действием в этой ситуации должно стать отпускание W или даже нажатие S. При сбросе тяги выровнять машину проще. 2. Рывки и движения мышью с большой амплитудой нужны очень редко. Короткие подруливающие движения- то, что вам нужно. 3. При пилотировании в ограниченном пространстве следите за хвостом вертушки: малейшее касание задним винтом приводит к потере управления над машиной. Если вы планируете пролёт под мостом\щитом над дорогой, не начинайте набор высоты сразу после того, как кабина прошла этот путь: зацепитесь хвостом и отправитесь в меню респауна. 4. При значениях хп вертушки 34 и ниже машина теряет значительную часть своей управляемости и ощутимо кренится вправо. Приучитесь подруливать мышью влево в таких ситуациях. Боевая практика. А теперь – подробно о том, как оно — воевать в ударнике, удовольствие в деталях. Выборка серверов и команд. На этапе начала забудьте про нормальный и мгновенный респаун техники: на первом вы будете очень много стоять на ногах, на вторых никогда не будете попадать в новый ударник, разбив старый. Идеальное время – 15-20 секунд. Так вы сможете благополучно помереть, реснуться и прибежать на место спауна нового вертолёта. Однако такие сервера путём прописывания каких-либо параметров просто так не найти, только личным перебором. Со своей стороны могу предложить в качестве примера группу серверов с меткой «BattlefieldHOME.com by G-Portal.de» (конка на 64 туловища, разумеется). Там примерно то, к чему следует стремиться. Далее, при заходе на сервер мы смотрим на карту в меню спауна, на лог убийств вражеской команды (ищем вражеские ники на джетах и определяем их в таблице лидеров), а также на количество дружественного мяса возле респа ударника. Если вы видите пару красных джетов в воздухе (и в первых строчках таблицы), свои истребы – пустыми на взлётке, а на месте респа ударника — пачку снайперов, давящей друг друга машинками – меняйте сторону\сервер. Разумеется, клеевые парни могут остаться, и последовать моему совету через 5-30 минут непрерывного мата. Ещё на этапе кача техники\ полётов на пустых сервах запоминайте точное место спауна ударника, подойдите к нему вплотную запомните эту точку по рядом стоящим кустам\ящикам\меткам. И при игре становитесь на эти самые точки и ждите респ, удерживая нажатой клавишу «Е». Если в вашей же команде есть конкурирующие двойки\забравшиеся вместе с вами внутри вертушки союзники, проще и разумнее договориться с ними, попросить выйти или чередоваться с ними, опять же, сменить сторону\сервер. Конечно, давка товарищей пустыми тачками, блокирование танком респа и коллективный суицид ударника методом «хвостом об землю» очень занятные и местами нужные вещи, но они ведь не имеют отношения к научению пилотирования, верно? В целом, выборка сервов- дело скучное, трудоёмкое и времязатратное. И да, не забудьте горелки для починки. Враги, цели и что с ними делать. Истребители BF4 с точки зрения пилота ударника – это игра про самолётики, убивающие всё, что движется. Никакие патчи не изменят того факта, что опытный пилот джета будет без шансов убивать опытного пилота ударника. Для этого ему потребуется сделать заход сверху, под углом градусов в 45 и больше, а потом ещё один и так пока ударник, наконец, не отправится к праотцам. От такой тактики можно только временно отбрыкиваться, заманивая врага под свои истребители и зенитки. Однако подобные манёвры требуют некоторой практики со стороны истребителя, к тому же часто на ударник джеты «натыкаются» в процессе полёта куда-нибудь. Посему в большинстве случаев мы можем огрызаться на всякое летающее, вплоть до убийства джета. Общая стратегия проста: повернуться носом в летящий джет, дать ему ракету в-в в лицо, развернуться и дать вторую в хвост уже улетающему. При этом желательно помнить, что на первую у врага в 99% случаев будут ловушки, в улетающий вверх джет отдавать вторую чревато суицидом об землю, а стрелять в атакующий тебя истреб нужно параллельно с уклонением от его пулемёта. Как уклоняться от минигана джета? Главное- заставить пилота истреба постоянно подруливать мышью\клавой\джойстиком по всем осям, при этом сократить ему площадь для попаданий. Теперь человеческим языком: повернитесь к джету носом и двигайтесь рывками вниз-вправо и вниз-влево . Помните, что у мышиных лётчиков есть слабое звено- клавиши A и D, дозировать движение которыми достаточно трудно. Поэтому просто сбросить тягу и попытаться бухнуться вниз не столь результативно, как крен в сторону со сбросом тяги и последующими рывками в одну или в другую сторону. Ах да, если вы заметите мимопролетающий вражеский истребитель, на ваших глазах сдавший ИК, то ваш святой долг – запустить в него весь боезапас в-в ракет с угрожающим потрясанием второй рукой и фразой «Во имя бугурта всех пилотов ударника – умри!» Вертолёты Вражеские ударники опасны на любой дистанции, поэтому старайтесь контролировать примерное время их респов и текущее положение. Условно дуэли между ударниками можно поделить на три дистанции. Дуэли тв-тв: требуют от вас некоторого времени на то, чтобы начать видеть летящую в вас ракету, уклоняться от которой не очень сложно (полторы секунды летим в одном направлении, потом меняем его). В-в дистанция составляет основную массу перестрелок: приучитесь в только что увиденный ударник отдавать одну ракету, через полторы секунды после его ИК- вторую. Если у врага всё в порядке с поочерёдным пользованием рэпа\ик и позволяет ситуация, постарайтесь подлететь к нему ближе, в зону работы пулемёта вашего стрелка. Старайтесь держаться выше него, чтобы ограничить возможности его стрелка. Танки, БТР Ваш основной корм, который в последних патчах начал ощутимо огрызаться. Уничтожаются твшками стрелка и вашими нурсами, если случилось подлететь вплотную, то ещё и пулемётом. Старайтесь держать дистанцию, ибо танковые пулемёты и картечь очень прилично бьют в последнее время, да и на лазер третьей башни нарываться не очень хорошо. Выбирайте в первую очередь цели стоячие и те, которые заняты вашей пехотой\техникой. Как стрелять нурсами по движущимся целям? Первое- определите точку между центром вашего прицела и центром подвижной вертикальной риски (в центре экрана). Это та точка, куда будут попадать ваши ракеты. Второе- наведитесь этой точкой на полкорпуса перед танком\БТР-ом . Вуаля. Пехота. Корм преимущественно вашего стрелка, после некоторой практики и ваш тоже. Схема работы проста: заходите в место обитания человеков и нарезаете круги над этим местом, но не ровно по циркулю, ибо так повышается шанс словить РПГ от особо клёвых парней. Долго над одним местом не работаем, стараемся кормиться пехоткой там, где присутствуют союзники. Перед едой убедитесь в отсутствии угроз со стороны авиации и зениток. Самые опасные ответные меры, которые пехота может предпринять против ударника- это софлам в паре с джавелином. Снайперские софламы уничтожаются (на момент написания) только тв- ракетами стрелка, поэтому держите дистанцию от них. Сбрасывать джавелины получается через раз-два-пять, но и на том спасибо. Делается это так: после пуска джавы постарайтесь его визуально найти по дымовому следу, зависните на высоте 4-6 метров над землёй и за 2 секунды до попадания прожмите рэп. Если получится, то после выживания можно посадить ударник и написать в чат, какой вы атец и мать российского пилотирования.